Задачи. Учить рисовать клоуна с передачей настроения и движения адекватными изобразительными средствами.
Показать изобразительно-выразительные средства для отражения в рисунке изменений внешнего вида человека (формы и пропорций тела, жестов и мимики).
Вызвать интерес к самостоятельному поиску характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным.
Подбирать контрастное цветосочетание в соответствии с содержанием и характером образа.
Предварительная работа. Беседа о цирке, цирковых выступлениях. Рассматривание схематических рисунков, передающих разные движения. «Изучение» мимики с помощью зеркала. Рисование и лепка «улыбки». Беседа о разных эмоциях.
Материалы, инструменты, оборудование. Гуашевые краски, кисточки двух-трех размеров, листы бумаги белые и тонированные (разного размера), баночки с водой, палитры.
Цветовые модели «Радуга» и «Цветовой круг» для демонстрации детям закономерностей цветовых сочетаний и знакомства с явлением цветового контраста.
Содержание образовательной деятельности. Воспитатель показывает детям клоуна (игрушку, иллюстрацию, афишу) и проводит краткую беседу о том, кто такие клоуны, чем они занимаются, чем отличаются выступления клоунов от остальных цирковых номеров. Спрашивает, почему в цирке всем весело? И почему артисты цирка все время улыбаются?
Затем воспитатель предлагает детям нарисовать веселых клоунов, выступающих в цирке. Предлагает подумать, что умеет делать клоун: жонглирует, ходит на руках, играет с собачкой, кувыркается или шутит со зрителями. Просит детей улыбнуться друг другу и спрашивает, как передать в рисунке, что клоун веселый. Показывает варианты изображения улыбки и других мимических изменений (брови подняты вверх, глаза сужены или даже полузакрыты). Делает беглые эскизные рисунки мелом на доске или угольным карандашом на листе бумаги.
Уточняет представление детей о костюме клоуна — очень яркий, обычно разделен по цвету на две части (правую и левую), например, одна половина костюма зеленого цвета, а другая половина красного. Показывает детям цветовые модели «Радуга» и «Цветовой круг» и предлагает подобрать разные варианты контрастных цветосочетаний (в цветовых парах — диадах, размещенных на цветовом круге напротив друг друга): синий — красный, синий — желтый, синий — оранжевый и др. Если есть возможность, педагог показывает детям иллюстрацию или фотографию клоуна в костюме или поясняет принцип контраста на подборе пар цветных бумажек.
Педагог спрашивает, как дети будут рисовать костюм клоуна, чтобы он получился двухцветным. Уточняет последовательность работы (мелом на доске или угольным карандашом на листе бумаги, помешенном на мольберт).
Напоминает детям, как можно получить розовый или телесный цвет, чтобы нарисовать лицо и руки клоуна (смешать краски на палитре или дощечке, добавив к белой несколько капель красной и коричневой (желтой).
Дети выбирают цвет и формат фона, составляют сложный цвет (розовый, телесный) на палитре и начинают рисовать веселого клоуна в движении.
В конце занятия проводится экспресс-выставка портретов.
Источник: Развивающие занятия с детьми 5 — 6 лет. Под ред. Парамоновой, М.: ОЛМА-Медиа-групп, 2014
Добавить комментарий