Задачи. Создать условия для экспериментирования с отпечатками ладошек. Показать сходство очертаний осьминога с силуэтом перевернутой ладони. Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога). Развивать восприятие, чувство формы и ритма. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.
Предварительная работа. Рассматривание изображений осьминога и водных растений, чтение стихотворения Э. Успенского «Разноцветная семейка», просмотр мультфильма (по возможности).
Материалы, инструменты, оборудование. Лист бумаги большого формата светло-голубого цвета или кусок обоев, краски гуашевые разного цвета в баночках и кюветах (блюдцах) по величине ладошек, кисти, банки с водой, клеенки или старые газеты для застилания стола (пола) во время работы, салфетки бумажные и матерчатые.
Содержание образовательной деятельности. Воспитатель напоминает детям содержание мультфильма про осьминога и зачитывает отрывок из стихотворения Э. Успенского «Разноцветная семейка» от слов «Жил осьминог…» до слов «А тюбики с краской».
Педагог сообщает детям, что сейчас они нарисуют, как осьминоги плавают в море и меняют свой цвет. Показывает изображение осьминога, уточняет представление о его внешнем виде (голова-туловище в виде купола зонтика или гриба и много ног), помогает «расшифровать» название: осьминог — потому что восемь (осемь) ног. Обращает внимание детей на материалы, приготовленные к занятию. Спрашивает, можно ли изобразить осьминога без кисточки — с помощью одних ладошек и краски. Педагог окунает ладошку одной руки в кювету или блюдце с краской и ставит, перевернутый отпечаток — так, чтобы растопыренные пальцы были направлены вниз и дали отпечатки щупалец. Затем берет кисточку и дорисовывает щупальца так, чтобы они извивались в воде, будто осьминог плывет. Спрашивает, что еще в море похоже на щупальца осьминога. Дети вспоминают (или педагог подсказывает), что в море есть водоросли и другие водные растения, которые похожи на волнистые ленты. Педагог рисует сначала одинарную волнистую линию, идущую с морского дна. Затем рядом изображает двуцветную водоросль — проводит волнистую линию одного цвета и рядом (впритык) с частичным наложением — волнистую линию другого цвета.
Спрашивает, бывают ли двуцветные осьминоги, как таких осьминогов можно нарисовать. Повторно окунает свою цветную ладошку в краску, показывает детям, окунает пальчики или часть ладошки в краску другого цвета, снова показывает детям и ставит новый отпечаток — появляется второй осьминожек. Дорисовывает щупальца одним или двумя цветами. И предлагает детям нарисовать еще много разноцветных осьминогов, которые плавают по морю и меняют свой цвет так, что папа-осьминог никак не может их узнать. Напоминает, чтобы дети не забыли нарисовать волнистые щупальца и водоросли, чтобы крошки-осьминожки могли играть в прятки.
Дети экспериментируют с отпечатками ладошек, линиями и цветом. Создают коллективную композицию «Осьминожки играют в прятки».
Последующая работа. Завершение оформления коллективной композиции «Осьминожки играют в прятки», рисование камушков, раковин фломастерами или цветными карандашами (по желанию), составление рассказа о том, как крошки-осьминожки перехитрили папу-осьминога.
Красочно!!
А умывальники у нас после занятия какие красочные были?! Вы не представляете!
Я очень даже представляю!!! Примерно, как наша раковина вечером))))))) а также немного дверь, выключатель, диван, стол…