Занятие по развитию речи в средней группе. «Смелый, сильный, волевой»

Задачи. Вовлекать детей в общии разговор. Побуждать высказы­ваться на темы из личного опыта. Обогащать и активизировать сло­варь прилагательных. Учить пересказывать короткий текст.

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображе­нием военных разных профессий. Мяч. Наборное полотно. Голубая лента. Детали строительного материала для моста. Игрушки: две козы.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель говорит детям, что приближается праздник защитников Отечества, праздник воинов. Воины охраняют нашу страну. Выставляет на панно картин­ки с изображением военных разных специальностей. Дети рассмат­ривают их, организуется беседа:

— Каких воинов вы знаете?

— Кто охраняет небо? Море? Границы?

— Кто управляет танками?

Затем воспитатель загадывает детям загадку:

Смелый, сильный, волевой

Охраняет наш покой.

(Солдат)

Далее организуется игра в кругу. Педагог кидает мяч и назы­вает прилагательное. Если этим словом можно охарактеризовать воина, надо перекинуть мяч и сказать «да»; если нельзя — «нет».

В игре используются слова: отважный, храбрый, добрый, дис­циплинированный, бесстрашный, сильный, выносливый, реши­тельный, умный, благородный, смелый, сердечный, честный, правдивый, опытный, осторожный, веселый, остроумный, голо­систый, жизнерадостный, аккуратный, подтянутый, изобрета­тельный.

Затем воспитатель кидает мяч ребенку, а тот должен переки­нуть мяч обратно и назвать слово, характеризующее воина. Мяч кидают вразбивку. Слова можно повторять. (Дети садятся на мес- ia).

Воспитатель обращается к детям: «Мы с вами говорили о том, что воины смелые, бесстрашные, отважные люди. А как вы дума­ете, может ли быть смелым и бесстрашным маленький мальчик, ваш ровесник? Почему? (Рассуждения детей).

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ А. Седугина «Как Артемка котенка спас» и ответить, какой мальчик в этом рассказе. Рассказ излагается своими словами. Примерный текст пересказа:

Один раз мама с сыном Артемкой пошли в магазин купить хлеба и молока. В то время, когда они подошли к магазину, вы­гружали хлеб из машины. Когда хлеб выгрузили, двери машины захлопнулись и заработал мотор. Артемка вдруг побежал к маши­не и встал прямо перед радиатором:

— Нельзя ехать, стойте, — закричал он.

Мама испугалась, схватила Артемку. Шофер вышел из маши­ны и подошел к ним. Он понял, что произошло что-то неладное.

— Там котенок под машиной, — сказал Артемка.

— Какой еще котенок?

— Черный. Он сидит под колесами.

Шофер осторожно достал котенка и дал его Артемке.

— Пусть он живет у нас, — сказала мама.

— Да, да, пусть котенок живет у мальчика, — сказали все люди вокруг.

Воспитатель спрашивает детей:

— Какими словами можно охарактеризовать мальчика, какой он? (Смелый, отважный, благородный.)

— Как вы узнали, что мальчик смелый, отважный? (Рассуждения детей.)

После этого педагог предлагает детям послушать одну исто­рию и подумать, можно ли назвать смелыми ее героев. Читает уз­бекскую сказку «Упрямые козы»:

Жили когда-то на свете две у прямые козы. И вот однажды они встретились на узкой доске, перекинутой через глубокий арык.

Вдвоем на доске не разойтись. Кому-нибудь надо уступить.

 — Эй, ты, посторонись, с дороги! — закричала одна коза.

 — Вот еще, выдумала! Выходит, я из-за тебя пятиться долж­на? — закричала в ответ другая.

 — А почему бы тебе и не попятиться? — настаивала первая.

Долго спорили упрямые козы. А потом отступили каждая на три

шага, нагнули головы и … Трах!

Столкнулись лбами и обе свалились в воду.

Воспитатель спрашивает детей, почему козы свалились в воду, выслушивает их рассуждения. И предлагает поиграть в этих уп­рямых коз. Он кладет на стол голубую ленту — это река. Строит через нее мост, расставляет игрушки — двух коз. Кто-то из детей разыгрывает ролевой диалог. Педагог читает слова от автора.

Инсценировка повторяется 4—5 раз. В первую очередь вызы­вают «сильного» ребенка. При повторных инсценировках дети передают речь от автора и ролевой диалог самостоятельно или с незначительной помощью воспитателя.

В заключение педагог читает детям стихотворение Э. Мошковской

Два козлика, два братца, Деругся и бранятся.

Я говорю им: «Братцы! Не надо, братцы, драться, лягаться и бодаться! А надо разобраться».

В завершение педагог спрашивает детей, как надо разрешать спор и выслушивает их рассуждения.

Источник: Развивающие занятия с детьми 4 – 5  лет/ Под ред. Парамоновой. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост