Задачи. Вовлекать детей в общии разговор. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Обогащать и активизировать словарь прилагательных. Учить пересказывать короткий текст.
Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображением военных разных профессий. Мяч. Наборное полотно. Голубая лента. Детали строительного материала для моста. Игрушки: две козы.
Содержание образовательной деятельности. Воспитатель говорит детям, что приближается праздник защитников Отечества, праздник воинов. Воины охраняют нашу страну. Выставляет на панно картинки с изображением военных разных специальностей. Дети рассматривают их, организуется беседа:
— Каких воинов вы знаете?
— Кто охраняет небо? Море? Границы?
— Кто управляет танками?
Затем воспитатель загадывает детям загадку:
Смелый, сильный, волевой
Охраняет наш покой.
(Солдат)
Далее организуется игра в кругу. Педагог кидает мяч и называет прилагательное. Если этим словом можно охарактеризовать воина, надо перекинуть мяч и сказать «да»; если нельзя — «нет».
В игре используются слова: отважный, храбрый, добрый, дисциплинированный, бесстрашный, сильный, выносливый, решительный, умный, благородный, смелый, сердечный, честный, правдивый, опытный, осторожный, веселый, остроумный, голосистый, жизнерадостный, аккуратный, подтянутый, изобретательный.
Затем воспитатель кидает мяч ребенку, а тот должен перекинуть мяч обратно и назвать слово, характеризующее воина. Мяч кидают вразбивку. Слова можно повторять. (Дети садятся на мес- ia).
Воспитатель обращается к детям: «Мы с вами говорили о том, что воины смелые, бесстрашные, отважные люди. А как вы думаете, может ли быть смелым и бесстрашным маленький мальчик, ваш ровесник? Почему? (Рассуждения детей).
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ А. Седугина «Как Артемка котенка спас» и ответить, какой мальчик в этом рассказе. Рассказ излагается своими словами. Примерный текст пересказа:
Один раз мама с сыном Артемкой пошли в магазин купить хлеба и молока. В то время, когда они подошли к магазину, выгружали хлеб из машины. Когда хлеб выгрузили, двери машины захлопнулись и заработал мотор. Артемка вдруг побежал к машине и встал прямо перед радиатором:
— Нельзя ехать, стойте, — закричал он.
Мама испугалась, схватила Артемку. Шофер вышел из машины и подошел к ним. Он понял, что произошло что-то неладное.
— Там котенок под машиной, — сказал Артемка.
— Какой еще котенок?
— Черный. Он сидит под колесами.
Шофер осторожно достал котенка и дал его Артемке.
— Пусть он живет у нас, — сказала мама.
— Да, да, пусть котенок живет у мальчика, — сказали все люди вокруг.
Воспитатель спрашивает детей:
— Какими словами можно охарактеризовать мальчика, какой он? (Смелый, отважный, благородный.)
— Как вы узнали, что мальчик смелый, отважный? (Рассуждения детей.)
После этого педагог предлагает детям послушать одну историю и подумать, можно ли назвать смелыми ее героев. Читает узбекскую сказку «Упрямые козы»:
Жили когда-то на свете две у прямые козы. И вот однажды они встретились на узкой доске, перекинутой через глубокий арык.
Вдвоем на доске не разойтись. Кому-нибудь надо уступить.
— Эй, ты, посторонись, с дороги! — закричала одна коза.
— Вот еще, выдумала! Выходит, я из-за тебя пятиться должна? — закричала в ответ другая.
— А почему бы тебе и не попятиться? — настаивала первая.
Долго спорили упрямые козы. А потом отступили каждая на три
шага, нагнули головы и … Трах!
Столкнулись лбами и обе свалились в воду.
Воспитатель спрашивает детей, почему козы свалились в воду, выслушивает их рассуждения. И предлагает поиграть в этих упрямых коз. Он кладет на стол голубую ленту — это река. Строит через нее мост, расставляет игрушки — двух коз. Кто-то из детей разыгрывает ролевой диалог. Педагог читает слова от автора.
Инсценировка повторяется 4—5 раз. В первую очередь вызывают «сильного» ребенка. При повторных инсценировках дети передают речь от автора и ролевой диалог самостоятельно или с незначительной помощью воспитателя.
В заключение педагог читает детям стихотворение Э. Мошковской
Два козлика, два братца, Деругся и бранятся.
Я говорю им: «Братцы! Не надо, братцы, драться, лягаться и бодаться! А надо разобраться».
В завершение педагог спрашивает детей, как надо разрешать спор и выслушивает их рассуждения.
Источник: Развивающие занятия с детьми 4 – 5 лет/ Под ред. Парамоновой. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015
Добавить комментарий