Задачи. Побуждать детей вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них, рассуждать. Кратко передавать содержание отрывка рассказа. Развивать фонематическое восприятие, артикуляционный аппарат детей, интонационную выразительность. Уточнять и закреплять правильное произношение свистящих звуков.
Материалы, инструменты, оборудование. Сухая ветка, на ней грибы из бумаги, пластилина и т. п.; тарелочка из соломки, в которой лежат шишки, орехи, семечки. Игрушечная белка. Картинка с нарисованной сорокой. Корзиночка с предметами и мелкими игрушками, в названиях которых есть звуки «з», «зь» (восемь предметов).
Содержание образовательной деятельности. Воспитатель организует на столе «кладовую белочки»: сухую ветку, на ней развешены грибы (из бумаги, пластилина и пр.), тарелочку с шишками, орехами, семечками. Рассматривает эти предметы вместе с детьми. Задает вопрос: «Кто же все это припас?» Выслушивает догадки и рассуждения детей. Воспитатель подсказывает, загадывая загадку:
Я скачу туда-сюда
По деревьям ловко.
Не пустует никогда
У меня кладовка.
(Белка)
Задает детям вопрос: зачем нужны белочке запасы? Выслушивает рассуждения детей. Затем воспитатель сажает в «кладовую» белку-игрушку и спрашивает детей: Каким словом можно охарактеризовать белочку, которая делает запасы? Какая она? (Запасливая).
Воспитатель говорит детям, что запасы на зиму делают многие звери предлагает прочитать произведение Н. Сладкова «Синичкина кладовая». Чтение рассказа с использованием мультимедийной презентации.
Педагог обсуждает с детьми, что их удивило в этом рассказе, что нового они узнали, выслушивает их свободные высказывания.
Затем спрашивает, о ком они хотели бы услышать еще раз, и зачитывает отрывки по желанию детей.
После этого предлагает одному из детей по желанию рассказать, как разные звери делают запасы на зиму. Ребенок может пересказать любую часть рассказа.
Далее воспитатель обращается к детям со словами: «Многие звери запасают на зиму еду. А есть такая птица — сорока (показывает картинку), которая запасает в гнезде разные блестящие вещицы». Педагог достает корзиночку с предметами и говорит: «Вот как будто гнездо сороки. Давайте узнаем, что припасла сорока». Дети подходят к столу, достают предмет, рассматривают его, демонстрируют всем детям и называют.
В игре используются предметы и мягкие игрушки (могут быть поделки из бумаги, ткани): значок, заколка, зеркальце, запонка, звездочка, зонтик, замок, заяц, зебра, ваза, коза, обезьяна.
После этого организуется игра «Скажи, как я». Воспитатель демонстрирует предмет, называет его, интонационно выделяя звук «з» или «зь». Дети хором произносят слово так же и выделяют звук изолированно.
В заключение дети садятся на корточки и читают скороговорку: «Заяц косой сидит за осокой-травой». Меняют громкость, темп и интонацию. Затем задают вопросы, интонационно выделяя одно слово, и отвечают на них:
Заяц косой сидит за осокой-травой? (Сидит).
Заяц косой сидит за осокой-травой? (За осокой-травой).
Литература
- Развивающие занятия с детьми 4 – 5 лет/ Под ред. Парамоновой Л.А. – 2-е изд., перераб – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015 – 592с.:ил
- Сладков Н.И. Синичкина кладовая./ илл.Федотова В. – М.:Издательство «Малыш», 1988 – 12с.:ил
Добавить комментарий