Задачи. Обогащать опыт содержательного познавательного общения. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Активизировать прилагательные. Уточнять и закреплять правильное произношение звука «щ».
Материалы, инструменты, оборудование. Картинки: акула, дельфин, кит, морская звезда, морская черепаха. Элементы костюмов рыбака и путешественника: удочка, ведро, шляпа, рюкзак, панама и т. п. — по усмотрению воспитателя. Наборное полотно.
Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает детям стихотворение Э. Мошковской:
Море,
Я к тебе бегу!
Я уже на берегу!
Я бегу к твоей волне,
А волна
бежит ко мне!..
Воспитатель задает вопросы:
Ребята, а вы видели когда-нибудь море? Где?
Какое море? (Соленое, глубокое, синее и т.п.)
Что вас больше всего удивило и поразило?
Воспитатель выслушивает ответы детей и делится своим впечатлением: «Мне больше всего запомнилось, как вели себя рыбки в море. Когда я плыла, они плыли за мной. А когда я останавливалась, рыбки подплывали близко-близко, как будто хотели сказать: плыви дальше!»
Что вы делали на берегу моря?
Каких морских животных вы знаете? (После ответов детей выставляются картинки.)
Затем педагог предлагает детям отгадать загадку об обитателях моря: «В воде живет, нет клюва, а клюет. Кто это?» Затем спрашивает
детей:
Каких рыб вы знаете? Какие рыбы живут в море? (Акула, морской конек, электрический скат и т. п.)
Дети могут назвать кита и дельфина. Тогда педагог напоминает, что эти животные — не рыбы. Они, как и рыбы, живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Кто детеныши у кита и дельфина? (Китенок и дельфиненок.) Читает стихотворение Б. Заходера «Кит»
Всю жизнь в воде проводит КИТ,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему — спасибо:
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!
Затем воспитатель продолжает:
— Я вам расскажу удивительную вешь: есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов, а иногда даже больше. А еще есть животное, которое живет в море, а его родственница живет в пустыне. «Панцирь каменный — рубаха. А в рубахе … (черепаха)».
— Как вы думаете, кто самый главный в море? Почему вы так думаете? (Рассуждения детей.) Вы правильно назвали гигантов моря — акул и китов. Но, оказывается, самые главные в море — крошечные водоросли, которые плавают в воде и кормят многочисленные стаи рыб, рачков, креветок. Без них не могли бы прокормиться морские гиганты.
Далее воспитатель читает стихотворение Л. Яхнина «Почему море соленое» (в сокращении):
Я бегу.
Босые пятки обжигает мне песок
Тень со мной играет в прятки.
Скок на камень,
В море — скок!
На шестах повисли сети,
В них, как рыба, бьется ветер.
У сетей сидит рыбак
С длинной трубкою в зубах.
Подошел я и спросил:
— Кто же море посолил?
Почему всегда-всегда В нем соленая вода?
Воспитатель задает детям вопрос: «Как вы думаете, что ответил рыбак?» Выслушивает рассуждения детей и читает стихотворение дальше.
— Если б в море стала сладкою вода.
То случилась бы огромная беда
Ведь тогда до дна могли бы
Воду в море выпить рыбы.
Воду пили бы киты,
Раздувая животы.
Пили, пили бы дельфины,
Выгибая жадно спины /…/
И тогда бы в самом деле
Появились в море мели.
И совсем бы не смогли
Плыть по морю корабли.
Воспитатель предлагает детям поиграть в это стихотворение. Кто- то будет рыбак. У рыбака — удочка, ведро для рыбы, шляпа от солнца. А кто-то будет путешественником. Он идет с рюкзаком. У него на голове панама от солнца. Он спрашивает рыбака: «Почему море соленое?» А рыбак отвечает ему.
Разыгрывается сценка. На роль рыбака воспитатель назначает «сильного» ребенка. Игра повторяется 2 раза. Дети импровизируют. В случае необходимости воспитатель подсказывает слова роли.
Затем дети играют в игру «Море волнуется». Роль ведущего выполняет воспитатель вместе с кем-то из детей. Это наблюдатели. У них как будто есть бинокли. Все остальные дети — море, морские волны. Волны ходят по морю, накатываются на берег с шорохом: «щ-щ-щ-щ».
Водящий говорит:
Море волнуется — раз!
Море волнуется — два!
Море волнуется — три!
Морская фигура, замри!
На последние слова дети замирают в разных позах. Наблюдатели выбирают лучшую морскую фигуру. Этот участник становится наблюдателем, и игра повторяется еще раз. Воспитатель предлагает поиграть в эту игру после занятий.
Добавить комментарий