Занятие по развитию речи в средней группе «Море, я к тебе бегу»

7021436_45c35bfaЗадачи. Обогащать опыт содержательного познавательного обще­ния. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверс­тниками. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Ак­тивизировать прилагательные. Уточнять и закреплять правильное произношение звука «щ».

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки: акула, де­льфин, кит, морская звезда, морская черепаха. Элементы костюмов рыбака и путешественника: удочка, ведро, шляпа, рюкзак, панама и т. п. — по усмотрению воспитателя. Наборное полотно.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает де­тям стихотворение Э. Мошковской:

Море,

Я к тебе бегу!

Я уже на берегу!

Я бегу к твоей волне,

А волна

бежит ко мне!..

Воспитатель задает вопросы:

Ребята, а вы видели когда-нибудь море? Где?

Какое море? (Соленое, глубокое, синее и т.п.)

Что вас больше всего удивило и поразило?

Воспитатель выслушивает ответы детей и делится своим впечатле­нием: «Мне больше всего запомнилось, как вели себя рыбки в море. Когда я плыла, они плыли за мной. А когда я останавливалась, рыбки подплывали близко-близко, как будто хотели сказать: плыви дальше!»

Что вы делали на берегу моря?

Каких морских животных вы знаете? (После ответов детей вы­ставляются картинки.)

Затем педагог предлагает детям отгадать загадку об обитателях моря: «В воде живет, нет клюва, а клюет. Кто это?» Затем спрашивает

детей:

Каких рыб вы знаете? Какие рыбы живут в море? (Акула, морс­кой конек, электрический скат и т. п.)

Дети могут назвать кита и дельфина. Тогда педагог напоминает, что эти животные — не рыбы. Они, как и рыбы, живут в воде, но ды­шат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Кто детеныши у кита и дельфина? (Китенок и де­льфиненок.) Читает стихотворение Б. Заходера «Кит»

Всю жизнь в воде проводит КИТ,

Хотя он и не рыба.

Он в море ест и в море спит,

За что ему — спасибо:

Тесно было бы на суше

От такой огромной туши!

Затем воспитатель продолжает:

— Я вам расскажу удивительную вешь: есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов, а иногда даже больше. А еще есть животное, которое живет в море, а его родствен­ница живет в пустыне. «Панцирь каменный — рубаха. А в рубахе … (черепаха)».

— Как вы думаете, кто самый главный в море? Почему вы так ду­маете? (Рассуждения детей.) Вы правильно назвали гигантов моря — акул и китов. Но, оказывается, самые главные в море — крошечные водоросли, которые плавают в воде и кормят многочисленные стаи рыб, рачков, креветок. Без них не могли бы прокормиться морские гиганты.

Далее воспитатель читает стихотворение Л. Яхнина «Почему море соленое» (в сокращении):

Я бегу.

Босые пятки обжигает мне песок

Тень со мной играет в прятки.

 Скок на камень,

В море — скок!

На шестах повисли сети,

В них, как рыба, бьется ветер.

У сетей сидит рыбак

С длинной трубкою в зубах.

Подошел я и спросил:

 — Кто же море посолил?

Почему всегда-всегда В нем соленая вода?

Воспитатель задает детям вопрос: «Как вы думаете, что ответил рыбак?» Выслушивает рассуждения детей и читает стихотворение дальше.

— Если б в море стала сладкою вода.

То случилась бы огромная беда

Ведь тогда до дна могли бы

Воду в море выпить рыбы.

Воду пили бы киты,

Раздувая животы.

Пили, пили бы дельфины,

Выгибая жадно спины /…/

И тогда бы в самом деле

Появились в море мели.

И совсем бы не смогли

Плыть по морю корабли.

Воспитатель предлагает детям поиграть в это стихотворение. Кто- то будет рыбак. У рыбака — удочка, ведро для рыбы, шляпа от сол­нца. А кто-то будет путешественником. Он идет с рюкзаком. У него на голове панама от солнца. Он спрашивает рыбака: «Почему море соленое?» А рыбак отвечает ему.

Разыгрывается сценка. На роль рыбака воспитатель назначает «сильного» ребенка. Игра повторяется 2 раза. Дети импровизиру­ют. В случае необходимости воспитатель подсказывает слова роли.

Затем дети играют в игру «Море волнуется». Роль ведущего выпол­няет воспитатель вместе с кем-то из детей. Это наблюдатели. У них как будто есть бинокли. Все остальные дети — море, морские волны. Волны ходят по морю, накатываются на берег с шорохом: «щ-щ-щ-щ».

Водящий говорит:

Море волнуется — раз!

Море волнуется — два!

Море волнуется — три!

Морская фигура, замри!

На последние слова дети замирают в разных позах. Наблюдатели выбирают лучшую морскую фигуру. Этот участник становится на­блюдателем, и игра повторяется еще раз. Воспитатель предлагает по­играть в эту игру после занятий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост