Занятие по познавательному развитию в средней группе. «Валенки и варежки»

Screenshot_1Задачи. Продолжать знакомить детей с разными материалами (мех и шерсть животных), учить узнавать их. Рассказать, откуда берется шерсть, как из ниток получаются шерстяные вещи; показать, как вяжут (на спицах и крючком) и валяют.

Предварительная работа. Составление и рассматривание «коллекции» вещей, сделанных из шерсти (связанных из шерстяных ниток, свалянных из шерсти — валенки, шляпы, игрушки и т. д.).

Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации с изображением зимнего пейзажа: заснеженных домов, «одетых в снежные шапки». Меховая и шерстяная шапки, иллюстрации с изображением меховой шубы, меховых варежек, дубленки и тулупа (или настоящие вещи). Желательно подобрать несколько вязаных вещей с разными узорами, которые можно разглядывать и сравнивать между собой. Небольшой образец, связанный на спицах.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение. Читает стихотворение Игоря Шевчука «Первый снег»:

Шапки с неба!

Шапки с неба!

Закидала нас зима.

Шапки снега,

Шапки снега

Нахлобучили дома.

Ай да шапки!

Точно впору —

Не малы, не велики:

Вот высокому забору,

Вот пенечкам у реки.

Шапки всех фасонов сразу

Так и сыплются с небес.

Вам с помпоном или без?

Воспитатель спрашивает детей, о каких шапках говорится в этом стихотворении: из чего получились эти «шапки», откуда они появились на домах. Рассматривает с детьми иллюстрации с изображением зимнего пейзажа, делает вместе с ними вывод, что снежные сугробы на домах и заборах очень похожи на шапки, надетые на голову.

Затем воспитатель показывает детям меховую и шерстяную шапки. Называет их, говорит, что меховая шапка сделана из меха животных, а шерстяная — из шерсти. Просит детей рассмотреть меховую шапку, рассказывает, что такую шапку сшивают из кусочков меха. Вместе с детьми рассматривает и называет, какая еще одежда может быть сделана из меха (меховая шуба, меховые варежки, дубленка, тулуп).

Затем рассматривает с детьми шерстяную шапку, сравнивает ее со связанным на спицах небольшим образцом с незакрепленной нитью. Показывает, что происходит, если потянуть за ниточку. Делает с детьми вывод о том, что шерстяная шапка связана из шерстных ниток

Педагог показывает детям, как вязать на спицах. Обращает их внимание на клубок, в который смотаны шерстяные нитки, уточняет, знают ли они, что это такое и как называется. Предлагает послушать про него стихотворение. Читает стихотворение Алексея Шевченко «Бабушкино вязание»:

Весело катится

Ниток клубок,

Он словно из сказки

Смешной колобок,

Но здесь

Никуда он не денется —

В него

Мой братишка оденется!

Мучной колобок

Укатился в леса

И там его

Хитрая съела лиса,

А наш

Под ногами катается

И в свитерок

Превращается!

Воспитатель спрашивает детей, что еще может быть связано из ниток, показывает и называет вместе с ними (свитер, кофта, носки, . шарф, перчатки, варежки и т.д.).

Затем педагог показывает детям кусок нескрученной шерсти, рассказывает, что такую шерсть состригают с животных.

Читает стихотворение С. Маршака «Барашек»

— Ты скажи, барашек наш,

Сколько шерсти ты нам дашь?

— Не стриги меня пока.

Дам я шерсти три мешка:

Один мешок — Хозяину,

Другой мешок — Хозяйке,

А третий — детям маленьким

На тёплые фуфайки.

Рассказывает детям, что если берут шерсть у овечки, то получается овечья шерсть, если у козы — козья, у собаки — собачья, у кролика — кроличья. Воспитатель просит детей подумать, как из такой шерсти могла получиться нитка. Показывает, как можно скрутить нить из шерсти и дает детям попробовать сделать это самим.

Показывает детям настоящие валенки, спрашивает, из чего, по их мнению, они сделаны, напоминает, что валенки сделаны из шерсти. Рассказывает и показывает на иллюстрациях, как делают валенки — намачивают шерсть, сваливают, придают форму, сушат. Можно попробовать свалять из непряденой шерсти, например, шарик (в основу берется мячик или пустое пластмассовое яйцо «киндер-сюрприз», обволакивается шерстью, несколько раз моется и трамбуется горячей водой с простым мылом, промывается холодной водой, высушивается; при желании можно сделать форму маленьких валенок и навалять их для куклы).

Последующая работа. Воспитатель вяжет на глазах у детей шапочку и шарф для куклы (крючком и спицами), показывая, как набираются и провязываются петли, как растет связанное полотно. При возможности рекомендуется провести экскурсию в мини-музей детского сада и показать старинные прялки, веретено, объяснить, как ими пользовались, как с их помощью делали нитки, а также совместно с родителями организовать экскурсию в музей валенок, которые сейчас есть во многих городах.

PS. Видели бы вы как они вязали! Я таких сосредоточенных лиц еще не видела.

Развивающие занятия с детьми 4 — 5  лет. Под ред. Парамоновой Л.А. – 3-е изд, — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015

Один комментарий

  1. Светлана:

    Вике в тихий час выдавайте спицы и пряжу, хоть с пользой время будет проводить. Молодцы!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост