Задачи. Продолжать знакомить детей с разными материалами (мех и шерсть животных), учить узнавать их. Рассказать, откуда берется шерсть, как из ниток получаются шерстяные вещи; показать, как вяжут (на спицах и крючком) и валяют.
Предварительная работа. Составление и рассматривание «коллекции» вещей, сделанных из шерсти (связанных из шерстяных ниток, свалянных из шерсти — валенки, шляпы, игрушки и т. д.).
Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации с изображением зимнего пейзажа: заснеженных домов, «одетых в снежные шапки». Меховая и шерстяная шапки, иллюстрации с изображением меховой шубы, меховых варежек, дубленки и тулупа (или настоящие вещи). Желательно подобрать несколько вязаных вещей с разными узорами, которые можно разглядывать и сравнивать между собой. Небольшой образец, связанный на спицах.
Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение. Читает стихотворение Игоря Шевчука «Первый снег»:
Шапки с неба!
Шапки с неба!
Закидала нас зима.
Шапки снега,
Шапки снега
Нахлобучили дома.
Ай да шапки!
Точно впору —
Не малы, не велики:
Вот высокому забору,
Вот пенечкам у реки.
Шапки всех фасонов сразу
Так и сыплются с небес.
Вам с помпоном или без?
Воспитатель спрашивает детей, о каких шапках говорится в этом стихотворении: из чего получились эти «шапки», откуда они появились на домах. Рассматривает с детьми иллюстрации с изображением зимнего пейзажа, делает вместе с ними вывод, что снежные сугробы на домах и заборах очень похожи на шапки, надетые на голову.
Затем воспитатель показывает детям меховую и шерстяную шапки. Называет их, говорит, что меховая шапка сделана из меха животных, а шерстяная — из шерсти. Просит детей рассмотреть меховую шапку, рассказывает, что такую шапку сшивают из кусочков меха. Вместе с детьми рассматривает и называет, какая еще одежда может быть сделана из меха (меховая шуба, меховые варежки, дубленка, тулуп).
Затем рассматривает с детьми шерстяную шапку, сравнивает ее со связанным на спицах небольшим образцом с незакрепленной нитью. Показывает, что происходит, если потянуть за ниточку. Делает с детьми вывод о том, что шерстяная шапка связана из шерстных ниток
Педагог показывает детям, как вязать на спицах. Обращает их внимание на клубок, в который смотаны шерстяные нитки, уточняет, знают ли они, что это такое и как называется. Предлагает послушать про него стихотворение. Читает стихотворение Алексея Шевченко «Бабушкино вязание»:
Весело катится
Ниток клубок,
Он словно из сказки
Смешной колобок,
Но здесь
Никуда он не денется —
В него
Мой братишка оденется!
Мучной колобок
Укатился в леса
И там его
Хитрая съела лиса,
А наш
Под ногами катается
И в свитерок
Превращается!
Воспитатель спрашивает детей, что еще может быть связано из ниток, показывает и называет вместе с ними (свитер, кофта, носки, . шарф, перчатки, варежки и т.д.).
Затем педагог показывает детям кусок нескрученной шерсти, рассказывает, что такую шерсть состригают с животных.
Читает стихотворение С. Маршака «Барашек»
— Ты скажи, барашек наш,
Сколько шерсти ты нам дашь?
— Не стриги меня пока.
Дам я шерсти три мешка:
Один мешок — Хозяину,
Другой мешок — Хозяйке,
А третий — детям маленьким
На тёплые фуфайки.
Рассказывает детям, что если берут шерсть у овечки, то получается овечья шерсть, если у козы — козья, у собаки — собачья, у кролика — кроличья. Воспитатель просит детей подумать, как из такой шерсти могла получиться нитка. Показывает, как можно скрутить нить из шерсти и дает детям попробовать сделать это самим.
Показывает детям настоящие валенки, спрашивает, из чего, по их мнению, они сделаны, напоминает, что валенки сделаны из шерсти. Рассказывает и показывает на иллюстрациях, как делают валенки — намачивают шерсть, сваливают, придают форму, сушат. Можно попробовать свалять из непряденой шерсти, например, шарик (в основу берется мячик или пустое пластмассовое яйцо «киндер-сюрприз», обволакивается шерстью, несколько раз моется и трамбуется горячей водой с простым мылом, промывается холодной водой, высушивается; при желании можно сделать форму маленьких валенок и навалять их для куклы).
Последующая работа. Воспитатель вяжет на глазах у детей шапочку и шарф для куклы (крючком и спицами), показывая, как набираются и провязываются петли, как растет связанное полотно. При возможности рекомендуется провести экскурсию в мини-музей детского сада и показать старинные прялки, веретено, объяснить, как ими пользовались, как с их помощью делали нитки, а также совместно с родителями организовать экскурсию в музей валенок, которые сейчас есть во многих городах.
PS. Видели бы вы как они вязали! Я таких сосредоточенных лиц еще не видела.
Развивающие занятия с детьми 4 — 5 лет. Под ред. Парамоновой Л.А. – 3-е изд, — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015
Вике в тихий час выдавайте спицы и пряжу, хоть с пользой время будет проводить. Молодцы!!!