Задачи. Познакомить детей с правилами поведения в гостях, в том числе и за столом; учить вежливо формулировать просьбу, извиняться, просить прошения.
Предварительная работа. Чтение «Главы второй, в которой Винни-Пух пошел в гости, а попал в безвыходное положение» из книги А. А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» в пересказе Б. Заходера.
Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрированное издание книги А. А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Мягкие игрушки.
Содержание образовательной деятельности. Воспитатель спрашивает детей, какой праздник они недавно отмечали, как праздновали Новый год в детском саду, дома, что они делали на каникулах. Узнает, был ли кто-нибудь в гостях, как это было (надевали праздничную одежду, покупали цветы и подарки, заворачивали подарки в красивую бумагу или клали в красивый пакет, сидели за праздничным столом, ели вкусную еду, произносили тосты, играли в игры, получали подарки и т. п.). Воспитатель рассказывает, по каким поводам ходят в гости (вместе отметить праздники, дни рождения, навестить друзей и родных).
Затем предлагает детям послушать стихотворение. Читает стихотворение О. Григорьева «Скромность»:
— Что ты хочешь —
Ватрушку, сыра, меда
Или лимонада?
— Что вы! Что вы!
Мне так много не надо.
Я только ватрушку макну в мед,
Положу сверху сыр
И все запью лимонадом!
После чтения стихотворения педагог обсуждает с детьми, как следует вести себя за столом, почему поведение этого ребенка
можно назвать невежливым: можно ли в гостях брать много еды, съедать все.
Затем воспитатель показывает детям книгу «Винни-Пух и все-все-все», которую они читали накануне, и спрашивает, о чем рассказывалось в этой книге, к кому ходили в гости Винни-Пух и Пятачок, приглашал ли их в гости Кролик, или Винни-Пух пришел без приглашения, можно ли ходить в гости без приглашения, как вел себя в гостях у Кролика Винни-Пух, как нужно вести себя, когда тебя угощают в гостях (пробовать, вежливо благодарить, говорить спасибо, но нельзя есть много, брать все, что есть на столе).
Педагог спрашивает детей, приглашал ли кто-нибудь из них друзей в гости, как они готовились к этому (придумывали, чем будут угошать гостей, как развлекать, затем готовили вместе с взрослыми угощение, накрывали на стол). Воспитатель вместе с детьми обсуждает, как можно развлечь гостей, что им предложить. Показывает детям несколько способов формулирования просьбы. Разыгрывает с помощью мягких игрушек ситуации приема гостей.
После этого воспитатель обсуждает с детьми, как нужно стараться быть аккуратным в гостях, как нужно вежливо извиниться, если случайно что-то уронили, пролили или испачкали, подчеркивает, что хозяева должны быть радушными. Предлагает детям послушать стихотворение и сказать, понравилось ли им, если бы кто-нибудь так принимал их у себя в гостях и почему. Читает стихотворение О. Григорьева «Гостеприимство»:
— Встаньте с этого дивана,
А не то гам будет яма.
Не ходите по ковру —
Вы протрете в нем дыру.
И не трогайте кровать
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать
У вас слишком острый ноготь.
И не надо книги брать
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути…
Ах, не лучше ль вам уйти?
После обсуждения стихотворения дети, разыгрывая с помощью мягких игрушек ситуации приема гостей, показывают, как нужно вежливо извиниться, если что-то случайно уронил, пролил или испачкал.
Использованная литература: Развивающие занятия с детьми 4 – 5 лет/ Под ред. Парамоновой Л.А. – 2-е изд., перераб. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015,с 286
Очень содержательное занятие. Спасибо!