Задачи. Воспитывать у детей стремление поддерживать хорошие отношения со сверстниками, учить способам просить прощения, мириться друг с другом. Продолжать знакомить детей с профессиями взрослых (профессии военных), праздником «День защитника Отечества».
Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации с изображением военных разных родов войск (летчики, моряки, танкисты, десантники и др.) и военной техники (военные самолеты, корабли, танки).
Содержание образовательной деятельности. Воспитатель обсуждает с детьми, из-за чего люди ссорятся. Вспоминает примеры ссор детей их группы. Приходит к выводу, что в ссорах чаще всего виноваты оба человека. Читает и разыгрывает на игрушках стихотворение Владимира Орлова «Кто кого»:
— Кто кого обидел первый?
— Он меня!
— Нет, он меня!
— Кто кого ударил первый?
— Он меня!
— Нет, он меня!
— Вы же раньше так дружили!
— Я дружил.
— И я дружил.
— Что же вы не поделили?
— Я забыл.
— И я забыл.
Спрашивает детей, из-за чего поссорились, что не поделили дети в этом стихотворении. Делает вместе с ними вывод, что часто причина для ссоры очень незначительная и не стоит того, чтобы из-за нее портить отношения с друзьями. Объясняет, как следует извиниться, если виноват: объяснить, что больше не будешь обижать, что не хотел обидеть, что что-то сказал, не подумав. Учит, как поставить себя на место другого, объясняет, что испытывает человек, которому больно, если его задели, если сказали грубое слово, если не извинились перед ним и т. п. Говорит, что к тому, перед кем виноват, как бы ни было трудно, нужно подойти и попросить у него прощения: «Прости меня», «Извини, пожалуйста». Приводит примеры из жизни, понятные детям.
Педагог обсуждает с детьми, как люди мирятся, что они для этого делают, какие слова говорят. Предлагает им разучить особую мирную считалку. Выразительно читает несколько раз стихотворение Михаила Яснова «Мирная считалка», дети повторяют вместе с педагогом отдельные слова:
На дороге у развилки.
Повстречались две ДРАЗНИЛКИ.
Повстречались, подразнились.
Не сдержались — и сцепились!
Прибежали РАЗНИМАЛКИ —
Помешали перепалке.
И к развилке на кобылке
Прискакали две МИРИЛКИ.
Прекратилась перепалка,
И тогда пришла СЧИТАЛКА:
Раз, два, три, четыре, пять —
Хорошо друзей считать!
Затем воспитатель рассказывает детям, что скоро им предстоит отмечать праздник, который называется «День защитника Отечества». Объясняет, что Отечеством называют место, где мы родились и живем, т. е. для нас это наша родная страна — Россия. Обсуждает с детьми, кто такие защитники, кого они защищают. Объясняет, что у каждой страны тоже есть защитники — это воины, солдаты, которые защищают ее от нападения. Показывает и рассматривает с детьми иллюстрации с изображением военных разных родов войск (летчик, моряк, танкист, десантник и др.) и военной техники. Рассказывает о подводной лодке, танке-амфибии, быстрых самолетах и вертолетах. Проводил дидактическую игру: предлагает подобрать к каждому изображению военного соответствующее изображение военной техники (летчик — самолет, моряк — корабль, танкист — танк)
Педагог обращает внимание на то, что страны, как и люди, должны жить в мире. Объясняет, что защитники Отечества нужны для того, чтобы защищать страну, поддерживать мир, а не нападать на другие страны.
Последующая работа. Во второй половине дня во время чтения произведений Г. Остера «Он попался» и «Попался, который кусался» воспитатель обсуждает с детьми, почему важно не только быть сильным, храбрым, но и добрым.
Источник: Развивающие занятия с детьми 4 – 5 лет/ Под ред. Парамоновой. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015
Добавить комментарий