Занятие по познанию окружающего мира в средней группе. «Посуда»

посудаЗадачи. Продолжать знакомить детей с названиями посуды, материалами, из которых она сделана (глина, стекло, дерево, металл, пластмасса, бумага). Учить соотносить форму предмета и его назначение. Познакомить с разными видами чайников и самоваров.

Предварительная работа. За несколько дней до занятия воспитатель лепит из глины две чашки, которые должны успеть высохнуть.

Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации с изображением разной посуды (тарелка глубокая и мелкая, большая и маленькая, чашка, блюдце, миска, блюдо, стакан, чайник, сахарница и др.). Глина, подготовленная для лепки, две чашки, вылепленные воспитателем из глины заранее, в одну чашку накануне должна быть налита вода. Глиняная чашка или тарелка фабричного производства, покрытая глазурью. Посуда, сделанная из разных материалов, — глиняная, стеклянная, деревянная, металлическая, пластмассовая и бумажная тарелки. Иллюстрации с изображением самоваров, настоящий самовар.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель выставляет по одной иллюстрации с изображением разной посуды и спрашивает детей, что это такое, как называется тот или иной предмет. Задает детям вопросы типа: «Для чего нужна миска, глубокая тарелка? Можно есть суп из мелкой тарелки? Что мы едим ложкой? Что едят из блюдца?» Затем спрашивает, как можно назвать все эти предметы одним словом.

Вспоминает с детьми, как они лепили игрушечную посуду из пластилина, кто что сделал и как с этим играл. Рассказывает, что настоящую посуду часто тоже лепят, как и игрушечную. Но настоящую посуду — чашки, тарелки, блюдца, чайники — лепят не из пластилина, а из глины. Показывает детям, как можно слепить посуду, постепенно придавая нужную форму одному комку глины. Воспитатель на глазах у детей лепит из глины предмет, спрашивает, на что он похож, преобразует его так, чтобы получилось похоже на блюдо — блюдце — тарелку мелкую — глубокую — миску — стакан — чашку — ложку — вилку — нож. Показывая превращения глины, воспитатель подчеркивает, что форма предмета зависит от того, для чего он используется. Воспитатель своими действиями подчеркивает, что волшебные преображения простой глины в чудесные, изысканные предметы посуды — дело мастерства и техники.

Воспитатель показывает детям глиняную чашку, которая была слеплена за несколько дней до занятия и успела высохнуть. Предлагает потрогать ее и сказать, какая она на ощупь. Показывает другую чашку, в которую накануне была налита вода, рассматривает вместе с детьми, что произошло с глиной (она размокла, стала мягкой), какой стала вода в этой чашке (грязной, мутной). Объясняет детям, что, для того чтобы посудой из глины можно было пользоваться, ее обязательно нужно обжечь в специальной очень горячей печи. Только тогда она высохнет так, что уже не будет размокать. Показывает детям чашку или тарелку, частично покрытые глазурью, предлагает сравнить, какая поверхность гладкая, а какая немного шершавая. Объясняет, что глиняную посуду обычно покрывают глазурью, которая не пропускает воду.

Педагог рассказывает детям, что глина бывает белой, желтой, красной, ссрой, черной. При обжиге глина меняет свой цвет. Посуда из белой глины называется фарфор. Посуда из фарфора может быть такой тонкой, что чашка будет весить легче, чем лист бумаги.

Воспитатель спрашивает детей, из чего еще, кроме глины, можно сделать посуду. Выставляет предметы посуды, изготовленные из разных материалов (дерева, стекла, металла, пластмассы, бумаги), вместе с детьми рассматривает и называет из чего они сделаны. Предлагает детям назвать ту посуду, которая может разбиться (глиняная, стеклянная) и ту, которая не может (деревянная, металлическая, пластмассовая, бумажная). Обращает внимание, на изготовление какой посулы нужно больше времени и умения, почему и как люди украшают посуду.

Рассказывает, что, оказывается, посуду можно не только слепить из глины или вырезать из дерева, но и сшить из кожи или бересты, выдолбить из бутылочной тыквы или кокосового ореха. А еще посуду можно сплести. Индейцы в Америке умеют плести такие чашки, тарелки и горшки для варки пиши, которые совсем не пропускают воду. Но ведь кастрюль, чашек и тарелок недостаточно — нужно смастерить не только то, в чем готовить и из чего есть, но и то, чем есть разную еду. Конечно, брать еду можно и руками, но суп уже так не поешь, да и с другими блюдами тоже много сложностей будет. Поэтому появилась ложка, и очень долго люди только ложкой и ножом и пользовались. Вилку придумали намного позже и очень долго относились к ней как к чему-то очень странному. Воспитатель предлагает; детям послушать шуточное стихотворение о том, откуда появились большая ложка и маленькая вилка. Читает стихотворение Тима Собакина «О пользе овсяной каши»:

— Откуда появилась ложка?

— Она появилась из чайной ложечки,

которая ела овсяную кашу и выросла.

в большую ложку!

— А откуда появилась вилка?

— А вилка появилась из огромных вил,

которые не любили

овсяной каши

и превратились в маленькую вилку.

Воспитатель показывает детям иллюстрацию с изображением самовара, спрашивает их, знают ли они, что это такое. Выносит самовар, сравнивает иллюстрации с настоящим самоваром. Рассказывает, что самовар можно топить шишками или греть с помощью электричества. Спрашивает детей, почему самовар так называется.

Воспитатель показывает разные виды самоваров (на картинках). Спрашивает, как греют воду теперь, какие виды чайников знают дети. Сообщает, что раньше воду для чая грели в самоваре, описывает ритуал чаепития, предлагает выпить чай из самовара.

Последующая работа. Воспитатель организует дидактические игры: показывает разные наборы посуды, просит подобрать чашку к блюдцу, ложку к вилке и т. п. на основе сходства узоров, цвета, размера, материала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост