Занятие по познанию окружающего мира «Чистота»

чистотаЗадачи. Учить правилам личной гигиены. Научить осознанно и правильно обращаться с предметами личной гигиены. Способство­вать становлению опрятности у детей. Рассказать, откуда происходят предметы повседневного употребления.

Предварительная работа. Накануне педагог читает детям сказку К. И. Чуковского «Мойдодыр». Во время режимных моментов воспи­татель напоминает детям, когда нужно чистить зубы, мыть с мылом руки. Объясняет, что зубная щетка, расческа должна быть у каждою своя, пользоваться чужими щетками и расческами нельзя. Предлага­ет придумать, как не путать похожие предметы личной гигиены: если у кого-то гребешки похожи, то что нужно сделать, чтобы не перепу­тать? (класть вещи каждому на свое место, а место пометить картин­кой; завязать на гребешке бантик; иметь футляр для гребешка и т. п.).

Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации или реаль­ные предметы — зубная паста и зубная щетка, шампунь для волос, мыло, разные виды мочалок и губок. Мыльный раствор, трубочка или специальное колечко на палочке для выдувания мыльных пузырей.

Содержание образовательной деятельности. Педагог вспоминает вместе с детьми сказку «Мойдодыр», которую они читали накануне Спрашивает их, каких помощников позвал Мойдодыр, чтобы вымыть мальчика-грязнулю (щетки, мыло, мочалка). Обсуждает с детьми, по­чему стихотворение заканчивается словами «Вечная слава воде!».

Педагог спрашивает детей, что еше нужно для того, чтобы всегда быть чистым и опрятным; что понадобится для того, что­бы вымыть голову, почистить зубы, причесать волосы. Выставля­ет, рассматривает вместе с детьми и называет реальные предметы или картинки — шампунь, зубная шетка, зубная наста, обычное и жидкое мыло, гель для душа, мочалка, губка, полотенце, расческа и щетка для волос.

Затем педагог рассказывает детям, что уже очень давно люди при­думали, чем можно расчесывать волосы, чистить зубы или мыть руки Из разных веточек получались щетки и расчески: если связать веточки в пучок, то — расческа, расщепить на конце — зубная щетка. Ест ь даже куст, который так и называется «зубная щетка». Его веточки с давних пор использовали, чтобы чистить и полировать зубы. Губки и мочалки люди находили в самых разных местах. Мочалку, которой пользовались раньше, делали из мочала, мягкой коры липы. Ту мо­чалку, которую мы покупаем сейчас, получают из овоща, который называется «люффа». Люффа — родственник тыквы — растет на юге, За настоящей, не синтетической губкой людям приходится нырять на дно теплых морей.

Воспитатель обсуждает, почему вещи бывают грязными и как их чисгят (моют, стирают, вытирают и т. п.).

Затем воспитатель предлагает детям послушать стихотворение, которое называется «Я мою руки» (автор — Михаил Яснов):

Мыло бывает Разным -пре разным:

Синим, зеленым.

Оранжевым, Красным,.,

Но не пойму: Отчего же Всегда

Черной — пречерной

Бывает

Вода?

Воспитатель спрашивает детей, почему, когда моешь руки, вода стает черной-пречерной. Делает вместе с детьми вывод, что мыло смывает грязь с рук, поэтому вода от грязи становится черной. Об­суждает с детьми, что еще происходит с мылом, когда им намыливаю руки (оно пенится), когда еше может понадобиться мыло (мыло «истирает одежду, отмоет грязь не только с тела, но и с разных пред- м. юн). Спрашивает, можно ли с мылом играть. Предлагает послушать еще одно стихотворение (автор — Ю. Есаков):

Рукам ты липкое.

Глазам кусачее,

Во рту ты горькое,

В воде ты скользкое,

В шкафу пахучее,

На ошупь гладкое.

Ты с грязью справишься,

Не испугаешься.

Ты с губкой пенишься,

Водой смываешься.

С мочалкой драишь.

Все время таешь.

Пузырь воздушный

Ты выдуваешь

И улетаешь.

Педагог просит детей описать, каким было мыло в этом стихотворении, спрашивает детей, что за воздушный пузырь выдувают из мыла; пускали ли они когда-нибудь мыльные пузыри, как это дела­ется. Уточняет, что для того, чтобы выдувать мыльные пузыри необ­ходимо сделать мыльную воду: развести мыло в воде, а потом опус­кать туда соломинку или специальное колечко на палочке и выдувать мыльные пузыри. Показывает, как выдувают мыльные пузыри, как сделать большой пузырь, рассматривает с детьми, какого они цвета, что происходит, когда пузырь наталкивается на какой-либо предмет Говорит детям, что сегодня на прогулке они будут выдувать мыльные пузыри сами.

В заключение воспитатель читает детям стихотворение Дины Крупской «Чистота» и обсуждает с ними, почему потерялась чистота, виноваты ли в этом коты, что нужно сделать, чтобы в доме чистота появилась вновь (убрать кровать, вытереть пыль, вымыть посуду).

В нашем доме суета:

Потерялась Чистота.

Поискали мы у Кати

В незастеленной кровати —

Там все слиплось от конфет,

Чистоты в помине нет.

Под диваном в горах пыли

Норы длинные прорыли.

Заглянули в зеркала —

В зеркалах сплошная мгла.

Посмотрели мы в духовку —

Стало нам совсем неловко:

Грязный дядька в бороде

В нашей спит сковороде.

Не нашли мы Чистоты,

Видно, выкрали коты.

Последующая работа. Воспитатель вместе с детьми разыгрывает сценки между куклой-грязнулей, которая не любит чистить зубы, и аккуратной куклой, которая чистит зубы.

На прогулке дети вместе с воспитателем пускают мыльные пузы ри. Воспитатель читает стихи. Э. Фарджен

Осторожно — пузыри…
— Ой, какие!
— Ой, смотри!
— Раздуваются!
— Блестят!
— Отрываются!
— Летят!
— Мой — со сливу!
— Мой — с орех!
— Мой не лопнул дольше всех!

Спрашивает, у кого какой пузырь выдулся, у кого первым оторвался, выше всех взлетел, дальше всех улетел, не лопнул дольше всех.

Развивающие занятия с детьми 4 – 5  лет/ Под ред. Парамоновой Л.А. – 2-е изд., перераб – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015, с 442

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост