Задачи. Учить правилам личной гигиены. Научить осознанно и правильно обращаться с предметами личной гигиены. Способствовать становлению опрятности у детей. Рассказать, откуда происходят предметы повседневного употребления.
Предварительная работа. Накануне педагог читает детям сказку К. И. Чуковского «Мойдодыр». Во время режимных моментов воспитатель напоминает детям, когда нужно чистить зубы, мыть с мылом руки. Объясняет, что зубная щетка, расческа должна быть у каждою своя, пользоваться чужими щетками и расческами нельзя. Предлагает придумать, как не путать похожие предметы личной гигиены: если у кого-то гребешки похожи, то что нужно сделать, чтобы не перепутать? (класть вещи каждому на свое место, а место пометить картинкой; завязать на гребешке бантик; иметь футляр для гребешка и т. п.).
Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации или реальные предметы — зубная паста и зубная щетка, шампунь для волос, мыло, разные виды мочалок и губок. Мыльный раствор, трубочка или специальное колечко на палочке для выдувания мыльных пузырей.
Содержание образовательной деятельности. Педагог вспоминает вместе с детьми сказку «Мойдодыр», которую они читали накануне Спрашивает их, каких помощников позвал Мойдодыр, чтобы вымыть мальчика-грязнулю (щетки, мыло, мочалка). Обсуждает с детьми, почему стихотворение заканчивается словами «Вечная слава воде!».
Педагог спрашивает детей, что еше нужно для того, чтобы всегда быть чистым и опрятным; что понадобится для того, чтобы вымыть голову, почистить зубы, причесать волосы. Выставляет, рассматривает вместе с детьми и называет реальные предметы или картинки — шампунь, зубная шетка, зубная наста, обычное и жидкое мыло, гель для душа, мочалка, губка, полотенце, расческа и щетка для волос.
Затем педагог рассказывает детям, что уже очень давно люди придумали, чем можно расчесывать волосы, чистить зубы или мыть руки Из разных веточек получались щетки и расчески: если связать веточки в пучок, то — расческа, расщепить на конце — зубная щетка. Ест ь даже куст, который так и называется «зубная щетка». Его веточки с давних пор использовали, чтобы чистить и полировать зубы. Губки и мочалки люди находили в самых разных местах. Мочалку, которой пользовались раньше, делали из мочала, мягкой коры липы. Ту мочалку, которую мы покупаем сейчас, получают из овоща, который называется «люффа». Люффа — родственник тыквы — растет на юге, За настоящей, не синтетической губкой людям приходится нырять на дно теплых морей.
Воспитатель обсуждает, почему вещи бывают грязными и как их чисгят (моют, стирают, вытирают и т. п.).
Затем воспитатель предлагает детям послушать стихотворение, которое называется «Я мою руки» (автор — Михаил Яснов):
Мыло бывает Разным -пре разным:
Синим, зеленым.
Оранжевым, Красным,.,
Но не пойму: Отчего же Всегда
Черной — пречерной
Бывает
Вода?
Воспитатель спрашивает детей, почему, когда моешь руки, вода стает черной-пречерной. Делает вместе с детьми вывод, что мыло смывает грязь с рук, поэтому вода от грязи становится черной. Обсуждает с детьми, что еще происходит с мылом, когда им намыливаю руки (оно пенится), когда еше может понадобиться мыло (мыло «истирает одежду, отмоет грязь не только с тела, но и с разных пред- м. юн). Спрашивает, можно ли с мылом играть. Предлагает послушать еще одно стихотворение (автор — Ю. Есаков):
Рукам ты липкое.
Глазам кусачее,
Во рту ты горькое,
В воде ты скользкое,
В шкафу пахучее,
На ошупь гладкое.
Ты с грязью справишься,
Не испугаешься.
Ты с губкой пенишься,
Водой смываешься.
С мочалкой драишь.
Все время таешь.
Пузырь воздушный
Ты выдуваешь
И улетаешь.
Педагог просит детей описать, каким было мыло в этом стихотворении, спрашивает детей, что за воздушный пузырь выдувают из мыла; пускали ли они когда-нибудь мыльные пузыри, как это делается. Уточняет, что для того, чтобы выдувать мыльные пузыри необходимо сделать мыльную воду: развести мыло в воде, а потом опускать туда соломинку или специальное колечко на палочке и выдувать мыльные пузыри. Показывает, как выдувают мыльные пузыри, как сделать большой пузырь, рассматривает с детьми, какого они цвета, что происходит, когда пузырь наталкивается на какой-либо предмет Говорит детям, что сегодня на прогулке они будут выдувать мыльные пузыри сами.
В заключение воспитатель читает детям стихотворение Дины Крупской «Чистота» и обсуждает с ними, почему потерялась чистота, виноваты ли в этом коты, что нужно сделать, чтобы в доме чистота появилась вновь (убрать кровать, вытереть пыль, вымыть посуду).
В нашем доме суета:
Потерялась Чистота.
Поискали мы у Кати
В незастеленной кровати —
Там все слиплось от конфет,
Чистоты в помине нет.
Под диваном в горах пыли
Норы длинные прорыли.
Заглянули в зеркала —
В зеркалах сплошная мгла.
Посмотрели мы в духовку —
Стало нам совсем неловко:
Грязный дядька в бороде
В нашей спит сковороде.
Не нашли мы Чистоты,
Видно, выкрали коты.
Последующая работа. Воспитатель вместе с детьми разыгрывает сценки между куклой-грязнулей, которая не любит чистить зубы, и аккуратной куклой, которая чистит зубы.
На прогулке дети вместе с воспитателем пускают мыльные пузы ри. Воспитатель читает стихи. Э. Фарджен
Осторожно — пузыри…
— Ой, какие!
— Ой, смотри!
— Раздуваются!
— Блестят!
— Отрываются!
— Летят!
— Мой — со сливу!
— Мой — с орех!
— Мой не лопнул дольше всех!
Спрашивает, у кого какой пузырь выдулся, у кого первым оторвался, выше всех взлетел, дальше всех улетел, не лопнул дольше всех.
Развивающие занятия с детьми 4 – 5 лет/ Под ред. Парамоновой Л.А. – 2-е изд., перераб – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015, с 442
Добавить комментарий