Занятие по ознакомлению с природой. Средняя группа. «Морские животные»

Cartoon-Marine-Animals-5ПРИРОДА «Морские животные»

Задачи. Познакомить детей с морем и его обитателями на при­мере некоторых морских животных, воспитывать положительное отношение ко всем без исключения видам.

Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации с изоб­ражением моря, в том числе и фотографии, принесенные детьми из дома; стаканчики с питьевой водой (по два на каждого ребен­ка: в одном стаканчике пресная вода, в другом — немного подсоленная); пластмассовые фигурки морских животных: осьминога, акулы, кита, дельфина, большая емкость (таз или миска.); разно­образные морские ракушки, камешки, морская соль; мультфиль­мы и видеофильмы о жизни морских животных (фрагменты). 

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель показы­вает небольшой фрагмент видеофильма о море, принесенные де­тьми фотографии о семейном отдыхе на море, спрашивает детей, кто из них был на море, кто купался в морской воде, обсуждает, чем отличается морская вода от воды в водопроводном кране, бассейне детского сада, речке, аквариуме и т. п. (Она соленая.) Воспитатель дает каждому ребенку попробовать немного воды из стаканчиков — обычной и подсоленной — и спрашивает, одинакова ли она на вкус. Воспитатель подчеркивает, что вода в море соленая. В такой воде могут жить не все животные. Педагог спрашивает, каких морских животных знают дети, показывает их иллюстрации и (если есть воз­можность) фрагменты видеофильмов о морских обитателях.

Воспитатель показывает разные игрушки и рассказывает о морских животных:

Это дельфин. Дельфины — очень умные животные. Они лю­бят людей и часто подплывают к кораблям. У дельфинов блестя­щая, гладкая шкура. Они отличные пловцы. Дельфины ловят и едят разных рыб.

Это акула. У нее большие зубы, потому что она — хищник. Акула охотится на разных рыб. Акула может напасть и на челове­ка. Но это не значит, что акулы не нужны в море, и их нужно уби­вать. В море, как и на суше, нужны все животные. Просто нужно огораживать пляжи специальным заборчиком от акул.

Это киты. Киты — это не рыбы, хотя и похожи на них. Киты — родственники дельфинов. Кит — самое большое морское животное. Он, как и все звери, кормит своих детенышей молоком, а рыбы — нет. Значит, кит — это зверь. Киты умеют «пускать» фонтаны. Они едят очень мелких рачков.

Зачитывает рассказ С. Сахарнова «Кит».

 

Охотился кит за рыбьей мелочью, за рачками-черноглазками. Разбежится, пасть раскроет — ап! — полная пасть. Что добыча мелка — хорошо: у кита глотка узенькая.

— Нырни, кит!

— Не хочу, наелся. На воде полежу.

Затем педагог показывает следующую картинку и рассказывает:

Это очень необычное животное — осьминог. У него восемь ног, поэтому его так назвали. С помошью присосок осьминог крепко цепляется за камни. Осьминоги плавают и лежат на дне. Они часто прячутся в пещерах и под камнями. Маленькие осьминоги залезают в пустые раковины. Днем осьминоги «спят», а ночью выходят на охоту. Они едят крабов, рыбу.

Предлагает детям послушать рассказ про осьминога. Читает рас­сказ С. Сахарнова «Осьминог».

По дну — осьминог. То, как клуб дыма, катится, то, как паук, ноги переставляет. Видит, навстречу ему краб.

— Здорово, десятиногий!.. Что молчишь, не видишь меня?

— Нет.

— Хе-хе! А ты присмотрись. Это я в два цвета раскрасился. По песку шёл — жёлтым был. Потом в водоросли попал — зеленеть начал. Здесь я, здесь, рядом.

 

Далее педагог может рассказать детям о других обитателях теплых и холодных морей, используя рассказы С. Сахарнова из книги «В хо­лодном море» и из книги «В теплом море».

В заключение воспитатель предлагает детям сделать в большой емкости собственное море и спрашивает, из какой банки нужно на­лить в миску воду. Дети вместе с воспитателем выливают в емкость соленую воду, добавляют туда морскую соль. На дно помещают ка­мушки, морские ракушки. Воспитатель предлагает выбрать из набо­ра фигурок фигурки морских животных, назвать их и поместить в «море».

В заключение воспитатель подчеркивает, что море — это дом для многих животных.

Источник: Развивающие занятия с детьми 4 — 5 лет.Под ред. Парамоновой. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. с 353
Сперва хотела сделать к занятию презентацию-книгу к рассказам Сахарнова, но случайно наткнулась на чудные диафильмы, родом из моего детства, правда у меня был лишь о теплом море. Итак, дополняем занятие диафильмами «Кто живет в теплом море»

и «Кто живет в холодном море»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост