Задачи. Учить детей лепить вертолет конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнять представления о строении и способе передвижения вертолета. Показать разные способы крепления деталей создаваемой конструкции (примазывание, использование зубочисток или трубочек). Развивать глазомер, мелкую моторику согласованность в движениях рук. Вызвать желание порадовать пап (дедушек, братьев) своими поделками.
Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стеки, спички (зубочистки, кусочки трубочек для коктейля), пуговицы, салфетки, клеенки. Игрушечный вертолет, сюжетные иллюстрации с изображениями вертолетов.
Содержание образовательной деятельности. Воспитатель показывает детям несколько иллюстраций с изображениями вертолетов и рассказывает им: «Вертолет — незаменимый помощник для пограничников, солдат, путешественников, спасателей. На нем можно добраться в самые непроходимые и труднодоступные места — в горы, лес, пустыню и даже на льдину, плавающую в море. На вертолетах летают сильные и храбрые люди. Про них еще можно сказать, что они смелые, отважные, неустрашимые».
Воспитатель показывает игрушечный вертолет, предлагает рассмотреть его и запомнить, как он выглядит: корпус округлый с большим окном спереди и по бокам, хвост похож на стрелу с маленьким пропеллером на конце; большой пропеллер находится сверху корпуса, у него три лопасти (похож на вентилятор). Вертолет называется так потому, что пропеллер вертится и машина летит — верто-лет (вертится и летит).
Предлагает слепить вертолеты в подарок своим папам (дедушкам, дядям, старшим братьям). Воспитатель вместе с детьми вы- сграивает последовательность лепки вертолета. Дети высказывают свои соображения, воспитатель направляет их поиски, показывая при этом основные этапы:
- начинаем лепить вертолет с корпуса — разминаем комок пластилина и сначала катаем шар, а потом превращаем его в яйцо; на более широкой стороне делаем окно — сплющиваем диск (лепешку) голубого или желтого цвета и примазываем к корпусу;
- лепим хвост — катаем столбик или «морковку», на конце прикрепляем маленький пропеллер — сплющенный шарик;
- делаем большой пропеллер — катаем три столбика, выравниваем их по длине (выкладываем рядом, сравниваем и лишнее отрезаем стекой), сплющиваем, соединяем лопасти, как будто это вентилятор или цветок, посерединке прикрепляем шар и сплющиваем; затем прикрепляем на корпус вертолета;
- если хотим показать, что наш вертолет летит, лепим пропеллер другим способом — катаем большой шар, сплющиваем и прикрепляем к корпусу с помощью зубочистки (спички, трубочки для коктейля), т. к., когда вертолет летит, то отдельных лопастей пропеллера не видно;
— внизу прилаживаем колеса (пуговицы или пластилиновые диски из сплющенных шариков).
Дети выбирают материалы и лепят свои вертолеты в подарок папам и дедушкам.
Источник: Развивающие занятия с детьми 4 – 5 лет/ Под ред. Парамоновой. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015
Педагог продолжает уроки по задействованию всей кисти и пальчиков, развитию интереса к лепке. Также преподаватель уточняет понимание форм предметов, строения и пропорции отдельных элементов и обучает передаче их в лепке. В средней группе делается больший упор на эстетику изображения различных форм и их симметричности. Повышаются требования в выборе самостоятельных заданий, способах и техниках их выполнения. Деткам необходимо уметь лепить форму кончиками пальчиков и плотно закреплять места соединения больших элементов, лепить маленькие детальки с помощью палочки, или прищипывать их.