«Самостоятельность — вместе! «

6e820072c0Почти на каждой встрече родители задают вопросы, как сделать так, чтобы сын или дочь сами, без напоминания и участия взрослых, садились и делали уроки, аккуратно складывали и убирали свою одежду, поддерживали порядок в комнате.

Увы! Правильного и единственного ответа, как ни прискорбно, не существует.
Хороший способ научить ребенка что-то делать самостоятельно (подчеркиваю, не единственный) — это с энтузиазмом начинать делать это с ребенком вместе, показывая, что и как нужно делать, и привнося в действия смысл (часто игровой) и позитивные эмоции, зарАжая и зарЯжая ребенка энергией.

Уместна аналогия с машиной: если бензобак пуст, машина не поедет. Если эмоциональный бак ребенка пуст — его ничего не двигает к действию.

Иногда бывает достаточным просто немного посидеть с ребенком вместе, обнять и поцеловать — и вот, он уже готов приниматься за дело.

Присоединяться нужно не вымученно, не со страдальческим лицом («сколько можно тебе помогать»), а как капитан на корабле — «отдать швартовый!», «поднять паруса!», «берем губку, намыливаем тарелку!», «снимаем форму, отправляем ее на вешалку!», «заводим машинки в гараж — паркуемся!»

Когда глаза загораются и у родителя и у ребенка, когда интересно или даже весело — только в этом случае подключается воображение, а действие окрашивается положительными эмоциями. Его хочется делать и впоследствии ВОСПРОИЗВОДИТЬ.

Смысл многих наших требований ребенку НЕЯСЕН. Часто он их выполняет, либо подражая нам (стараясь быть на нас похожим), либо из-за хорошего к нам отношения, либо из-за страха понести наказание и страха быть нами отвергнутым.

Когда мы говорим ребенку «сделай это сам», мы ставим между собой и им невидимую стену. Ребенок ощущает себя отрезанным. Отрезанным от источника силы и поддержки. Вся его энергия за одну секунду уходит в песок. И после этого как-то подступиться и начать, а потом и направлять себя в ходе деятельности ребенку крайне тяжело.

В каком случае ребенка захватывает само действие? Или его приятно выполнять чисто физически, или оно наполнено для ребенка каким-то смыслом, необязательно тем, который видим мы. «Спасаемся от драконов», «идем в поход», «готовимся к балу», «идем как папа на работу» и т.п.

Если ребенок научился подключать воображение и осуществлять действия в реальном и фантазийном плане одновременно, можно рассчитывать, что в скором времени он научится наполнять особенным смыслом скучные РУТИННЫЕ дела, разукрашивать их в своем воображении разными красками и оживлять. И тогда он действительно сможет их выполнять САМ.

Давайте честно признаемся, нам же не нужен ребенок-робот, исполняющий домашние, школьные и прочие обязанности механически, или бездумно подчиняясь нашим приказам!

Для ребенка важен процесс, а для взрослого результат, поэтому отчасти мы живем на разных планетах.

Но если мы в игре и совместно с нашими детьми научимся подводить их к нужному результату — выиграют только обе стороны!

Елена Доценко, эксперт проекта Tender Bean

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост