Работа с детьми в цветнике и огороде

Значение труда в природе и его своеобразие

Своей новизной, красотой и многообразием природа эмоционально влияет на дошкольников, вызывает у них удивление и восхищение, желание узнать больше. Труд в природе очень важен для интеллектуального развития детей.

Педагоги, организуя трудовую деятельность, имеют возможность разнообразить деятельность дошкольников, что способствует активному усвоению и использованию ими приобретенных знаний, а полученные впечатления побуждают их к активному обмену мнениями, способствуют формированию суждений на основе анализа результатов труда и сравнений. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности, воспитанию интереса к сельскохозяйственному труду и уважения к людям, которые им занимаются. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, орудиями, овладевают навыками работы с ними, учатся бережному отношению к природе.

Труд детей в природе способствует также и физическому развитию детей — совершенствуются движения, стимулируется деятельность различных органов и систем организма через содержание труда в природе, скажем, во время выращивания красивых цветов, удовлетворяются эстетические потребности детей. Организация трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов работы для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций дает возможность педагогам эффективно осуществлять эстетическое воспитание детей.
Труд в природе, как никакая другая, эффективно способствует формированию морально-волевых качеств личности, позволяет расширить кругозор малышей. Именно труд в природе является той деятельностью, в процессе которой оптимально реализуются все задачи экологического воспитания: усвоение знаний о наиболее важных взаимосвязях в природе; формирование ценностных ориентаций;воспитание желание общаться с природой; усвоение правил природопользования; формирование первых навыков природосообразного поведения. Труд в природе является первым доступным детям дошкольного возраста видом социально значимой продуктивной трудовой деятельности, в процессе которой вырабатываются конкретные материальные ценности: выращиваются цветы, овощи, фрукты и т.п. Результаты труда конкретны и понятны, однако их невозможно быстро достичь. Удаленность результата требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы, терпения. Как правило, большинство детей охотно ухаживает за живыми объектами, познавая мир живой природы, раскрывая в себе новые возможности, приобретая опыт бережного отношения ко всему живому. Труд дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности за жизнь живых существ, растений. Ведь не политые в жару растения могут засохнуть, ненакормленная птица или животное — погибнуть или заболеть. Уход за растениями в цветнике и на огороде не только позволяет воспитать у детей интерес к природе, сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются, но и сформировать у дошкольников трудовые навыки и желание работать.
Однако у детей дошкольного возраста еще мало опыта, несовершенны умение, поэтому взрослые должны так организовать деятельность, чтоб дошкольники испытывали радость труда, положительно относиться к нему.

Требования к организации работы детей в природе

Первое, о чем должен позаботиться педагог, организуя любой вид деятельности, в том числе и труд детей, это о безопасности их жизнедеятельности:
-растения следует располагать так, чтобы дети могли ухаживать за ними, стоя на полу в групповой комнате или на тропе на огороде;

-нельзя позволять детям старшего дошкольного возраста переносить массу большую чем: 2 — 2,5 кг;

— нельзя привлекать детей к сжиганию сухих листьев;

-общее время, отводимое на выполнение работы, не должна превышать 30 мин.
При этом каждые 7-10 мин. следует менять деятельность детей или устраивать перерывы.

Организация работы детей в природе должна отвечать определенным педагогическим требованиям, в частности труд должен быть:
— направлен на решение задач, обозначенных в программах развития ребенка дошкольного возраста, в частности всестороннего (познавательного, социально-нравственного, эмоционально-ценностного, речевого, физического, творческого развития детей); формирование знаний; воспитание любознательности, ценностного отношения к природных объектов и др.;

— мотивированным — чтобы выполнять задачи с интересом, охотно, ребенок должен понимать, что и для чего она делает. Скажем, организовывая детей на рыхление почвы на грядках, воспитатель мотивирует необходимость этой работы так: «Видите, какая плотная кожица образовалась на поверхности почвы. Она перекрыла воздуху доступ к корешков, и растения плохо растут. Чтобы воздух нашло путь к корешков, нужно разрыхлить поверхность почвы»;

— посильным для детей — привлекая детей к труду, поручая им определенный участок работы, надо учитывать возрастные особенности и возможности детей с тем, чтобы они имели возможность успешно выполнить порученное дело. Успех приносит ребенку радость, чувство удовлетворения, положительные эмоции, возникающие под влиянием выполнения задач и высокой оценки воспитателя, важные для формирования у детей любви к труду;

— систематическим — проводиться как на занятиях, так и в повседневной жизни, ведь только при условии систематической, повседневной работы можно сформировать у детей крепкие трудовые навыки, научить выполнять свои обязанности;

— хорошо организованным — во время коллективного труда все дети должны работать одновременно. Весь необходимый инвентарь надо подготовить заранее. Объяснять и показывать приемы работы следует многократко и интересно. Важно создать в группе положительное эмоциональное отношение к выполнению трудового задания, чтобы работа вызвала у детей радость от совместных усилий, ведь эмоциональный подъем способствует созданию интереса, положительного отношения к труду.

Организуя труд детей в природе, следует обязательно позаботиться о выполнении гигиенических требований, в частности:

-труд следует организовывать в то время, когда на улице не жарко,
— утром или вечером;

— инвентарь должен соответствовать росту детей;
— необходимо переодевать детей в одежду, специально принесенный родителями для работы в природе, который следует хранить в группах;

— необходимо обеспечивать периодическую смену позы детей, предотвращая переутомлении;

— после окончания работы следует хорошо вымыть руки.

ОБРАБОТКА ПОЧВЫ
Первую весеннюю обработку почвы делают взрослые. Ее делают как можно раньше. Дети перекапывают вторично. Перекопка доступна детям только старшего дошкольного возраста. К перекопке нужно привлекать не всех детей, а подгруппами. Воспитатель подробно объявляет, как нужно правильно пользоваться лопатой, как переворачивать землю. При перекопке дети могут отвлекаться, т.к. это — кратковременный отдых. После, перекопки дети принимают участие в разбивке грядок, разравниванию грядок граблями.

ПОСЕВ СЕМЯН
Сеять семена могут дети во всех группах. Нужно вначале как следует полить грядки, сеять только в сырую почву. Надо эмоционально рассказать, что в таком маленьком семечке заложена жизнь, что при наличии тепла, влаги из семечка проклюнется росток. Необходимо в группе рассмотреть проросшие семена, росточки. Детям надо сказать, что будут они сажать.

ВЫСАДКА РАССАДЫ И ПЕРЕСАДКА РАСТЕНИЙ
Самостоятельно высаживать рассаду капусты, помидор могут только дети подготовительной группы.

РЫХЛЕНИЕ
Это могут делать и дети старшей группы. Воспитатель обращает внимание детей на образовавшуюся корку. Объясняет, почему это происходит. С помощью заостренной палочки показывает, как рыхлить почву. Воспитатель предлагает 2-3 детям показать, как они рыхлят. Воспитатель расставляет детей, распределяет участки и дети работают. Частота рыхления зависит от почвы и погоды. Почву нужно рыхлить в ягоднике и цветнике. Во время рыхления дети наблюдают за растениями. Ничего не должно пройти незамеченным. Воспитатель исправляет ошибочные представления детей о некоторых явлениях: о пользе червей, почему в земле гусеницы и т.д.

ПРОПОЛКА
Проводится главным образом с детьми старшей и подготовительной групп. Дети старшей группы привлекаются к прополке во второй половине лета, когда растения окрепнут.
В старшей группе первое знакомство с сорняками производится на занятии. Воспитатель обращает внимание детей, что всходы не одинаковы. Предлагает сравнить их по форме листьев, цвету, растут не рядками, а вразброс. Воспитатель объясняет, что это сорная трава. Она забирает у посаженных растений много света, влаги, солнца, поэтому ее нужно вырывать. Воспитатель учит, как нужно вырывать сорную траву (раскачать у корня и вырвать у корня с корнем). Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно выполняли прополку и не находились в одном положении (предлагает то собрать траву, то унести ее и т.д.). Воспитатель знакомит детей с 2-3 видами сорняков, называет их. Прополка способствует выработке внимания, ответственности за порученное дело, выдержке, умению преодолевать трудности (прополку делать несколько раз, даются отдельные поручения группе детей, дежурным).

ПОЛИВКА
Поливкой занимаются все дети. Но необходимо условие (ведра, лейки). Хорошо иметь колодец для поливки (вкопать бочку, загородить ее досками, хорошо подложить решетку для ног, чтобы дети не мочили ноги). Малышам воду подносят взрослые. Эти дети больше увлекаются самим процессом поливки (выливание воды). Надо показать детям, как держать лейку, куда лить воду, с какой высоты.
В средней группе воспитатель обращает внимание на растения, что от поливки они хорошо растут. Очень важно научить каждого ребенка правильно держать лейку.
В старшей группе первая поливка проводится как занятие. Каждому ребенку дается задание. Воспитатель объясняет, что с одного раза землю не промочить, поэтому полить одно место нужно раза три.
В подготовительной группе нужно проводить беседу о значении поливки в жизни растений.
ПОДКОРМКА РАСТЕНИЙ
Нужно проводить с детьми только старшего возраста, дети должны знать о значении подкормки. Лучше эту работу проводить подгруппами.
СБОР УРОЖАЯ
Сбор урожая — самый радостный период, много удовольствия и радости приносит он детям. Овощи, ягоды должны собирать обязательно дети. Как весело и интересно тут же собирать редиску, вымыть и съесть ее. Поэтому садить ее «нужно столько, чтобы каждому ребенку хватило. Сбор урожая проводят дети всех групп. Малыши могут легко вырвать репу или редиску, надо только показать, как можно собирать овощи. Хорошо бы большую репу разрешить малышам вырвать как в сказке. Сбор урожая можно провести по-разному, в зависимости от того, какой урожай. В сбор урожая входит и сбор цветных семян. Это очень интересное занятие, т.к. семена зреют в различных стручках, коробочках, головках. При этом дети узнают много интересного. Сбор семян проводит только дети старшей и подготовительной групп.
УБОРКА УЧАСТКА
Проводится во все времена года. Доступна она всем детям. У малышей участок убирают взрослые. Но дети могут собирать камешки, прутики и уносить их на носилках. Зимой помогают расчищать снежок и перевозить его на саночках. Дети средней группы уже сами могут подметать участок. Особенно интересна уборка во время листопада. Дети старшей и подготовительной групп принимают активное участие в уборке участка во все времена года. Забота о растениях не прекращается и зимой. Дети должны знать, что снег нельзя притаптывать там, где есть растения. Снег должен быть в этих местах рыхлый.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ
Дети не все могут увидеть сами, а многое понять неправильно. У них нет опыта знаний, на которые они могут опереться, чтобы разобраться в непонятном. Поэтому воспитатель должен тщательно продумывать как тематику, так и организацию наблюдений. Что знает о жизни природы маленький ребенок, особенно городской. Многие дети не представляют, как растут овощи, ягоды, никогда, например, не видели курицы. Червей называют змеями и т.д. Дети многое видят впервые. Прорастание семян, распускание листьев, цветов, превращение цветка в ягоду, гнездование — все это интересно для них и все это рядом, нужно только это заметить, не пройти мимо. Наблюдения, проводимые с детьми, должны соответствовать возрастным возможностям. В младшей группе они могут бить очень короткими.
Цель их — хорошенько рассмотреть предмет, выделить и назвать его внешние признаки, познакомиться с его свойствами и качеством. Время от времени воспитатель знакомит детей с чем-то новым. В средней группе воспитатель подводит детей к установлению связей в зависимости между явлениями. Организует систематические наблюдения. Дети рассматривают не только цветы, но и готовый раскрыться бутон, чтобы вызвать у детей интерес ожидания, наблюдать за его распусканием.
В старшей группе знания детей расширяются и углубляются в результате систематических наблюдений. К одному растению воспитатель обращается несколько раз, отмечая изменения, связывая их с предыдущими (превращение цветка в ягодку от семечка к семечку). Нужно брать только самое характерное, когда оно появляется ярко и отчетливо (горох, земляника, огурцы-завязь).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост