ИГРАЕМ В ПОДЖИГАТЕЛЕЙ (химические опыты)

e89159ad8b142c1fcf92eba96ac5c418Дым без огня и огонь без спичек

Постелите на блюдце бумажную салфетку, насыпьте поверх горочку марганцовки и капните глицерин. Секунд 10-15 спустя, вы увидите дым, и почти сразу яркую синюю вспышку пламени. Соединение перманганата калия и глицерина – экзотермическая реакция, т.е. с выделением теплоты.

В противовес, можете показать и эндотермическую реакцию, которая протекает с поглощением теплоты. Для этого размешайте в стакане воды несколько ложек аммиачной селитры (пакет с ней найдете в любом магазине «Сад-огород» или, если выращиваете на даче картошку/огурцы/помидоры, она и так у вас должна быть). Когда вы опустите палец в получившийся раствор, то с удивлением обнаружите, что вода стала очень холодной.

Если вернуться к марганцовке, то вещество это вообще замечательно себя проявляет. Самое простое – киньте кристаллы в банку с водой и наблюдайте, как в жидкости образуются красивые вихревые кольца.

Или приготовьте тлеющую лучину. Налейте в стакан немного перекиси водорода. Киньте несколько кристаллов перманганата калия. Внесите в стакан лучину. С легким хлопком тлеющий уголек вспыхнет ярким пламенем. Ведь в стакане происходит активное выделение кислорода. Практическое применение этого опыта – показать, почему при пожаре нельзя открывать окна. Из-за притока кислорода огонь только сильнее разгорится. Да и просто подышите над стаканом, ощущения на языке дадут вам четкий ответ, почему кислород называется именно так.

Или наберите воды из стоячей лужи (понятно, что опыт этот скорее летний) и влейте в нее раствор марганцовки. Вместо привычного фиолетового окраса – вода станет желтой, из-за погибших микроорганизмов. Чем не наглядная демонстрация того, что руки перед едой мыть надо!

Фараоновы змеи

В аптеке не забудьте взять глюконат кальция. Зажав таблетку пинцетом, поднесите её к огню.

В процессе термического разложения глюконата кальция образуются оксид кальция, углекислый газ, углерод и вода. Для нас же важно, что выглядит это так, словно из маленького белого кружочка выползает длинная черная змея!

Курение – это яд, а заодно и катализатор

Вы видели, как горит сахар? Нет, я не о той коричневой патоке, из которой в детстве мы делали леденцы, плавя сахарный песок на ложке, а о том, чтобы сахар горел словно головешка. Добиться этого достаточно легко, главное — ввести катализатор для горения сахарозы.

Возьмите кубик рафинада и посыпьте сверху табачным пеплом. Теперь главная проблема – как зажечь, т.к. это просто неудобно. Можно положить кубик на таблетку сухого горючего. Можно, схватив пинцетом, держать над пламенем зажигалки. Можно и просто подносить спичку за спичкой. Результат будет один – кубик сахара будет гореть ровным пламенем. Ведь в сигаретном пепле содержится литий, который и является необходимым катализатором.

Если вы за ЗОЖ, то модифицируйте опыт – разрежьте литиевую батарейку. Заодно посмотрите с ребенком, как оно там все устроено.

Загадочное исчезновение пенопласта

Пенопласт относится к газонаполненным пластмассам. Так что название ни разу не врет, это действительно пласт пены. Каждый шарик пенопласта – пузырек газа в пластической оболочке. Отсюда и его замечательные свойства: легкость вкупе с теплоизоляцией. Но разве не хочется порой лопнуть шарик? Если скажете — «нет», то я бы посмотрел, как вы будете спокойно сидеть рядом с пузырчатой упаковочной пленкой.

Каждый строитель знает, что банку с ацетоном нельзя ставить рядом на штабель пенопластовых пластин. Мы же сделаем все наоборот! Налейте ацетон в широкую миску и опускайте в нее кусочки пенопласта. Самый зрелищный вариант — отрезать полосу пенопласта, превышающую рост ребенка, поставить его на стул и предложить аккуратно опустить пенопласт в ацетон. Жидкость кипит, бурлит, а пенопластовый столб, в мгновение ока, исчезает, будто мы опускаем его в страшно едкую кислоту.

источник: letidor.livejournal.com/65711.html

2 комментария

  1. remontokna.com.ua:

    Зачастую родителей мучает другая проблема. Ребёнок, вдохновившись опытами из наборов, начинает экспериментировать с любым подручным материалом. Малыш, вдохновлённый ранее удавшимся опытом, поспешит «смешать» мамины чистящие порошки из кладовки или попробует присоединить провода к электрической розетке. Уследить за экспериментатором не всегда возможно. Так стоит ли вообще прививать интерес к такой опасной «физико-химической деятельности»?! Или всё, что необходимо знать, ребёнок изучит в рамках школьных предметов, под присмотром педагогов?

    • Надежда Валентиновна:

      Я считаю, что прежде чем проводить опыты и эксперименты с детьми, необходимо провести инструктаж по технике безопасности и договориться о том, что вся экспериментальная деятельность, впредь, будет проходить в присутствии взрослых.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост