Задачи. Учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы — строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта. Развивать чувство цвета и формы.
Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги светло-голубого цвета, гуашевые краски (белая, красная и черная), кисти беличьи или колонковые, салфетки бумажные и матерчатые, банки с водой, подставки под кисточки.
Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения 3. Александровой:
Где летом пели зяблики. Сегодня — посмотри! Как розовые яблоки, На ветках снегири.
Педагог показывает детям изображение снегирей и уточняет представления детей об их внешнем виде (маленькие птички с черной спинкой, с красной или ярко-розовой грудкой). Обращает внимание на то, что сидящие на ветках снегири похожи на круглые шарики или яблоки.
Затем воспитатель показывает разные варианты изображения снегирей. На заснеженной ветке сидят мама и птенчик; у мамы туловище — большой круг, голова — маленький круг; птенчик примостился рядом с мамой — он весь круглый и пушистый, даже не видно, где голова, а где туловище, поэтому нарисован один круг.
Педагог объясняет порядок работы:
— беру лист бумаги, размещаю его горизонтально, чтобы поместились ветки (показывает и просит детей положить бумагу также);
— беру краску, чтобы нарисовать розовую грудку снегирей. Где взять розовую краску, ведь у нас с вами есть только красная? (Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель показывает, как в красную краску добавить белую, чтобы получилась розовая.) Нарисую и раскрашу круглую грудку снегиря;
— а теперь мою кисточку и рисую снегирю черной краской голову, крылышки и хвостик (показывает);
После того, как мы нарисовали туловище снегиря, проводим пальчиковую гимнастику, за одним и краска подсохнет
За углом для птиц новинка (шагаем пальчиками по столу)
Там столовая «Рябинка».
Погляди-ка, детвора, (сжимаем и разжимаем кулачки)
Взошла красная заря.
Снегири, скорей проснитесь (открываем «клювики»)
И рябинкой угоститесь. («клюют» пальцы в щепотке).
— а теперь мою кисточку и рисую снегирю черной краской голову, крылышки и хвостик, глаз и клюв (показывает);
—у нас получились чудные снегири, только им негде посидеть, нарисуем им веточку?
— какие угощения были у снегирей? Давайте и на нашем рисунке угостим снегирей рябиной?
Сухой жесткой кистью рисуем снег, выкладываем рисунки для просушки.
Вот такие вот у нас получились снегири:
замечательные снегири!
Отличные снегири, молодцы! Маловато правда художников…
В городе грипп гуляет, некоторые из родителей решили поберечься, сидят дома, пережидают.
А некоторые уже не убереглись, и теперь дома снегирей рисуют)
Молодцы. Красиво нарисовали, у всех очень оригинальные снегири)
Ну, у нас и художники замечательные вон какие!
Кого же рисовать зимой, как не снегирей!? Спасибо за публикацию конспекта!